Приветствуем вас дорогие читатели на страницах нашего очередного номера и интернет-издания альманаха Территория поиска!

Мы получили много писем с отзывами по нашему первому номеру, мы учтём все ваши замечания и пожелания и постараемся более полно отвечать на задаваемые вами вопросы! Начав в первом номере описание находок из нашей коллекции металлопластики мы планировали быть последовательными и составлять описание по периодам начав с одного из самых ранних но получив ваши письма с пожеланиями увидеть в ближайшем номере описание предметов коллекции с темой «Никита Бесогон» мы решили сделать особую статью посвященную особо почитаемому на Руси святому демоноборцу великомученику Никите! В последующих номерах мы вернёмся к «домонгольской» металлопластике! Согласно апокрифическому сказанию, мученик Никита был сыном римского императора Максимиана и замучен отцом за христианскую веру. Когда Никита был брошен в темницу, явился дьявол искушать его, но святой «поверже под собою», наступил ему на шею и задавил, затем, сняв свои оковы, бил ими нечистого. Апокриф
« неканоническое сказание» на Руси знали уже в 11 веке. Постепенно этот образ соединился с образом Никиты, великомученика годского. Это был воин, погибший от рук Афанариха Годского. В его житии эпизод с побиением беса отсутствует. Изображение же Никиты с бесом было на Руси очень популярным именно в литье. Тельные крестики в образке с этим сюжетом носились как защита от нечистой силы. За Никитой укрепилось народное именование – бе-
согон. В одних лишь раскопках на территориях Тверских земель обнаружены были десятки разнообразных крестов-ельников и иконок-образков так же много подобных находок найденно на територии Московской, Рязанской, Калужской земель! В прочем и в других близлежащих областях находки с изображением Никиты нередки исключение пожалуй составляет Новгородская где судя по всему Святой был не в почёте,черезвычайно редки и находки с изображением Бесогона. Подобные предметы, но уже в виде литых икон бытовали и в 19 веке. Сюжет этот был известен и в русских каменных иконах средневековой эпохи, но такого распространения и долгожительства, как в литье, они не получили.

С уважением к читателю,
редактор раздела
“Металлопластика Древней Руси”
Горбунов-Посадов Л.Н.

 

 

 

nik2

nik3

nik4

nik5

nik6

nik7

nik8

nik9

nik10

nik11

nik12

nik13

nik14

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.
 
Facebook Auto Publish Powered By : XYZScripts.com
Inline