Привольный… Почему-то именно это слово прежде всего приходит в голову, когда я вспоминаю нашу кадомскую поездку. Такое верное,если позволительно употребить здесь подобное определение, сочетание Леса и Поля, без преобладания и соперничества, согласно и дружно, они создают этот неповторимый пейзаж, обрамленный ветвистыми
изломами поросших яркими степными травами оврагов.

kad2

Ночной восьмичасовой автопробег достиг своей цели, когда солнце уже довольно уверенно оторвалось от восточной части линии горизонта. Усталость и сон отложены на потом. Первой нас встречала брошенный храм урочища – церковь Богоявления, глава которой, подобно Пизанской башне, устало накренилась к северу.

Кадомский район находится на восточной окраине Рязанской области, на границе с Мордовией. В Российской Империи он относился к Тамбовской губернии. Раньше эта земля была мордовской по всему течению Мокши – главной реки одноименного мордовского племени. Никаких финно-угорских «фишек» за время нашего короткого пребывания в этих интересных местах нами замечено не было. Да, в общем-то, это и неудивительно, ведь нашей главной целью была проверка достоверности исторических карт XVIII-XIX веков на конкретном примере севера бывшей Тамбовской губернии.

kad3

Нескончаемый ряд покинутых в разные периоды Советской власти поселений, бытование которых зафиксировано
на картах XIX века, являл собою все тот же, не отличимый от привычного нам, архетип территории, усеянной многочисленными металлическими отходами человеческой жизнедеятельности от периода первоначального накопления капитала до эпохи безудержной социалистической индустриализации, собственно и приведшей к безвременной кончине этих географических объектов.

Нельзя не отметить, что общий низкий уровень увлеченности местного населения металлодетекцией и значительная удаленность местности, препятствующая непрерывному десантированию постоянно растущих толп яростных московских искателей, благоприятно сказываются на Кадомских урочищах. Большинство из них, конечно же, несут на
своей поверхности следы незаконных археологических разведок, в просторечии именуемых незакопанными ямками, но все это не идет ни в какое сравнение с достигшей небывалых масштабов подмосковной копательской вакханалией. Две-три ямки на месте бывшего поселения – и утомленный кадомский копатель перемещается на другой объект или
вовсе отправляется домой с чувством выполненного долга и не напрасно проведенного времени.

kad4

Самая интересная по находкам площадка – на высоком берегу живописного оврага – была найдена нами в первый же день, но немногочисленная «чешуя», впрочем найденная за весьма непродолжительное время, не заставила нас остаться. В нашем воображении впереди рисовались необозримые поля нетронутых и загадочных кадомских урочищ. Продолжая наш путь по заранее размеченному маршруту, мы в очередной раз, как это часто бывает, убедились в том, что наилучшим местом для поисков было то самое, первое, поле, на которое мы приехали в начале нашего утешествия.
По ходу следования «советы» и поздняя «империя» потихоньку копились в наших карманах. В одном из ногочисленных урочищ на краю большого оврага была найдена россыпь советской мелочи – бронза, никель, серебро. Всего около полутора десятков монет. Наверное, в один из жарких летних дней какой-нибудь бесшабашный парень-тракторист прилег на травку передохнуть и насладиться видом окрестных полей, да и не заметил, как из его кармана просыпалось все его небогатое содержимое. Может быть, все на самом деле было подругому – так или иначе, нам это уже вряд ли суждено узнать. И всё же нам хотелось чего-то более древнего, ну, той же «чешуи», например. Поэтому мы и решили посвятить первому найденному нами месту почти весь последний день нашей поездки.

kad5

Едва только солнце успело подняться над горизонтом, маленькая монетка русского средневековья уже тускло поблескивала между порыжевших от глины пальцев перчаток. Все тот же Иван Васильевич, так и не сменивший профессию. А вот и крестик, простой, но целый и в хорошей сохранности. Находок оказалось немного, но, что очень
радовало, «мусора» было еще меньше – крестики попадались чаще, чем проволока. На сильный и четкий сигнал детектора с первого движения лопаты на свет показалась иконка Св.Николая, в отличном сохране, в приятной черной патине.

kad6

Ну, вот и не зря съездили!

Близился вечер. Нас уже ждала обратная дорога. На подножку уходящего в сторону столицы копательского поезда успевает запрыгнуть большой Елизаветинский пятак…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.
 
Facebook Auto Publish Powered By : XYZScripts.com
Inline