Архаичные формы грубо тёсанного могильного креста, освещенные морозным солнцем январского полудня, бросали на снег неровную тень. На задворках полуразрушенного Казанского храма усадьбы Чернышевых сохранилось несколько старых могил, ради одной из которых мы и оказались в этих краях… В одном из многочисленных сухих приказных документов XIX века, изучаемых мною, я случайно наткнулся на упоминание о том, что Андрей Сергеевич Телятев-Микулинский – последний потомок княжеского рода, наследник нелегкой судьбы удельных микулинских князей – окончил свой земной путь в селе Ярополец недалеко от Волоколамска и был похоронен при церкви Казанской Божьей матери, что расположена в поместье Чернышевых. Тогда я решил непременно посетить этот уголок на границе Московской и Тверской областей.

yar2
Тонкой неровной цепочкой ковали свои судьбы князья микулинского рода. Цепочка эта истончалась под ударами многочисленных внешних недругов, в первую очередь, московских князей – верных учеников и наследников ордынских ханов – от Дмитрия Донского, несколько раз сжигавшего Микулин, до Ивана Грозного, железная хватка которого положила конец удельному княжению и свободе правителей этого пограничного края.
Рассеянные по отдаленным уголкам крепнущей Московской монархии, а затем Российской империи, микулинские наследники на протяжении трех столетий служили Родине на самых разнообразных поприщах. Но нелегкая судьба их рода неотвратимо следовала за каждым из них.
В середине XIX века скончался последний отпрыск некогда славной династии, история которой затерялась в трагическом переплетении судеб властителей удельного времени.

yar3

После череды морозных, но пасмурных и снежных дней, под конец новогодних праздников, мы встретили ясное солнечное утро в селе Ярополец, находящемся в Волоколамском районе Московской области. Мы миновали усадьбу Гончаровых, приличное состояние которой поддерживает Московский Авиационный Институт ввиду того, что здесь устроен дом отдыха. Наш путь лежал на окраину села к величественному зданию Казанского храма.
Храм держится из последних сил. Довольно свежие деревянные подпорки вселяют хоть и призрачную, но надежду на благополучный исход прогулки под готовыми обрушиться в любой момент сводами. Церковь посещают туристы и про-
сто любопытствующие всех мастей, а также местная молодежь, судя по росписи стен, сильно увлеченная заокеанским рэпом и посылающая разного рода проклятья в адрес нынешних российских властей. Культовое сооружение,  выстроенное с русским местечковым размахом, доминирует над окружающим пейзажем, застроенным обыкновенными деревенскими домами. Удручающий, заброшенный вид его придает сооружению некую торжественность, величие и особого рода утонченность, которой, по-видимому, так не хватало этому изначально задумывавшемуся как крепостной театр исполину в его лучшие годы.

Усадьба, частью которой и являлся могучий храм, сегодня предстает взору случайного посетителя как памятник истории, к реставрации которого уже приступили, но работы ёще не начали. В России, как известно, между двумя этими этапами могут пройти десятки, а порой и сотни лет. Недавно установленный коричневый металлический забор «удачно» скрывает парадные ворота и архитектурный ансамбль господского дома. Сама усадьба Чернышевых, находящаяся напротив храма, не вызывает особых эмоций ввиду безликости стандартной застройки. И даже претендующие на некоторую оригинальность башни, украшающие парадный въезд, не позволяют счесть работу зодчего искусной, мастерской. Возможно, в том виновны годы запустения или игра в псевдомасонство.Возможно, но всё же…

yar4

Регулярный парк с расположенным в нем каменным обелиском в честь Екатерины Великой, пожалуй, единственный
уголок в усадьбе, дышащий неподдельной жизнью. Он по-своему живописен и светел. Многочисленные отдыхающие активно проводят здесь досуг: дети катаются на санках и снегокатах, взрослые ловят рыбу на маленьком пруду у функционировавшей некогда небольшой гидроэлектростанции – одной из основных достопримечательностей Яропольца. От этой разрушенной во время Великой Отечественной войны электростанции осталась только небольшая красивая плотина – полюбоваться на полукруглый карниз её ниспадающих вод регулярно приезжают местные молодожёны, оставляя на мосту замочки как символ крепкой любви и знак надежды на вечное счастье.

Мы не смогли отыскать могилу последнего микулинского князя — время не пощадило небольшое кладбище при храме. Но всё же благодаря им мы открыли ещё одну страницу в книге забытых имён и некогда славных дел. Память о русской старине живёт в каждом из нас, время от времени прорываясь к сердцу из-под гнёта обыденности и суеты.

Дмитрий КАШИРИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Set your Twitter account name in your settings to use the TwitterBar Section.
 
Facebook Auto Publish Powered By : XYZScripts.com
Inline